ИНФОРМАЦИОННО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ИНТЕРНЕТ-ГАЗЕТА

ПЕРИФЕРИЯ

volk_pavel@mail.ru

отдых летом и зимой

О рекламе

На главную


Отдых: курорты, санатории, пляжи, горы

Карточные игры

Карточные фокусы

Карточные гадания

Пасьянсы

Нарды

Домино

Кости

Бильярд

Шахматы

Шашки

Камешки

Игры на бумаге

Слова

Дартс

MailMoney.ru - Лучший сервис почтовых рассылок!  

WMMailWM - оплата за регистрации, клики, чтение писем

 

WmMail - оплата за регистрации, клики, чтение писем

 

КОРЕЙСКИЕ ШАХМАТЫ ЧАНГИ

Чанги – наименее известный представитель дальневосточных шахмат. Не известно достоверно, когда возникли чанги, но их большое сходство с сянци говорит о близком родстве этих игр. У корейцев существует очень интересная легенда о происхождении чанги, а точнее, о происхождении шахмат вообще. Вот она.

Древнейшие шахматы возникли около 4500 лет тому назад в Месопотамии. Воинственный царь, проводивший почти все время в походах и битвах, придумал эту игру специально для своей супруги, чтобы она меньше скучала, оставаясь во дворце ,и не стремилась к мужу навстречу опасностям войны. Игра эта понравилась не только царице, но и придворным, затем она распространилась за пределы дворца, по всей стране, а затем и дальше – на запад в Европу и на восток в Индию и Китай.

Интересно, что эта легенда находит подтверждение у востоковеда Борка, опубликовавшего в 1935 г. работу, в которой доказывал, что в 1250 г. до н.э. переселявшиеся в Индостан племена заимствовали в Эламе древнюю шахматную игру, которая затем получила развитие в Древней Индии и распространилась оттуда как на восток, так и на запад. Правда, между легендой и теорией Борка есть расхождения.

Во первых, по времени – согласно Борку получается, что шахматы возникли около 3250 лет назад. Но порядок величин все же сходен, к тому же у Борка речь идет о заимствовании игры, и естественно, что дата возникновения должна быть отодвинута дальше в глубь веков.

Во вторых, имеется расхождение по месту действия – по легенде это Месопотамия, а по Борку – Элам. Но хотя Элам и не был расположен в Месопотамии, он граничил с ней, занимая территорию современного юго-западного Ирана.

Корейская легенда почти дословно совпадает с индийским мифом на ту же тему. Согласно последнему, шахматы изобрела жена Раваны (предводителя демонов и владыки Цейлона) Мандодари, придумавшая их для своего развлечения, когда ее муж уехал на войну с Рамой. Крайне маловероятно, чтобы такое почти полное совпадение возникло случайно. А тогда весьма правдоподобно, что за корейским и индийским вариантами стоят какие-то реальные исторические факты. И это, наряду с теорией Борка, существенно повышает доверие к корейской легенде. Интересно, что корейская легенда несравненно реалистичнее.

Чанги чрезвычайно широко распространены в Корее, по существу, это неотъемлемая часть повседневной жизни корейцев. Но тем не менее чанги не считаются особо престижной игрой. В прошлом даже считалось, что это игра для детей и простолюдинов. Поэтому чанги не имеют такой развитой теоретической и учебной базы, как например шахматы, сеги, го и сянци.

Вполне закономерно поставить такой вопрос: не были ли чанги непосредственным предком сеги? И это отнюдь не противоречит тому, что сеги произошли от сянци – ведь известно, что китайское влияние на Японию шло не только и не столько прямо, сколько через Корею. И естественно предположить, что чанги, сами возникшие из сянци, в свою очередь повлияли на рождение сеги.

Правда, известный английский историк шахмат Мерей в своем классическом труде «История шахмат» категорически отрицает, что чанги могли послужить прообразом сеги. Однако скорее всего существовали различные промежуточные между сянци и сеги варианты дальневосточных шахмат, и одним из них скорее всего были чанги.

При внимательном рассмотрении у чанги и сеги обнаруживается ряд общих черт, которые в то же самое время отличают их от сянци. Поэтому во всяком случае бесспорно одно: и чанги, и сеги эволюционировали из сянци в сходных направлениях. А в силу значительного корейского культурного влияния на Японию в древности и в средние века можно допустить, что корейская шахматная эволюция повлияла и на японскую. К тому же чанги возникли раньше, чем сеги.

В целом чанги гораздо ближе к сянци, чем к сеги, поэтому для чанги можно сохранить те же обозначения, что и для сянци. Однако полное совпадение существует только для коней. Н доске для чанги отсутствует река (ее место прочерчено вертикалями). Как и в других дальневосточных шахматах, фигуры в чанги – плоские фишки с иероглифическими надписями. Форма фигур в корейских шахматах – либо правильные восьмиугольники (иногда немного растянутые по горизонтали), либо круги. Размеры фигур обычно разные, самая большая фигура – король, самые маленькие – пешки и телохранители. Цвета фигур – красные и синие. Красные обычно начинают игру и на диаграммах обозначаются как белые.

Корейская система обозначения полей очень схожа с японской: по горизонтали идут арабские цифры, а по вертикали – иероглифические (т.е. китайские), но начало отсчета находится в левом верхнем углу доски, в то время как японцы помещают его в правом верхнем углу.

На рисунке показан вариант начального расположения фигур чанги. В чанги существует 16 вариантов начального расположения фигур, т.к. разрешается менять местами коня и слона (принимая за исходную позицию начальную расстановку фигур в сянци), но с условием, чтобы на каждом фланге у каждого игрока было по одному коню и одному слону.

Король

Строго говоря, в чанги, как и в сянци, нет королей, а есть генералы (полководцы, витязи), но мы сохраним и здесь европейскую традицию и будем называть главную фигуру королем. Называется эта фигура по корейски «чан». Нетрудно сообразить, что чанги, как и сеги, переводится как игра генералов. Как и его коллега в сянци, в чанги король не может покидать дворца. Но на этом сходство между ними и кончается. Одно отличие между королями в обеих играх мы уже знаем – в чанги начальная позиция короля – центр дворца.

Прочие отличия таковы: в чанги король ходит не только по вертикали и горизонтали, но и по всем прочерченным линиям во дворце на один шаг (на соседнее поле). Короче говоря, он может ходить и как король и как телохранитель в сянци.

В чанги перешло из сянци правило оппозиции (правило открытой вертикали), но в сильно измененном виде – в случае возникновения оппозиции засчитывается ничья. Однако второй король (т.е. не тот, который создал оппозицию) может попытаться уклониться от ничьей, уйдя с открытой вертикали или заслонившись фигурой. Но если на той вертикали, куда он ушел, также возникает оппозиция (т.е. если первый король преследует его), и создается троекратное повторение позиции подряд, то также засчитывается ничья. Если король, вставая в оппозицию, попадает на поле, которое бьет фигура противника, то это не ничья, а проигрыш.

Приведем одно устаревшее правило (возможно, кое-где оно еще применяется): если у одного игрока остался только один «голый» король, которому некуда ходить, т.к. он при любом ходе попадает под удар и гибнет (т.е. король попал в пат, который в чанги означает проигрыш), то ему дается льгота – возможность пропустить ход. Правила считалось, что одинокий король делал особый ход – вращался на месте, и его действительно крутили, не сдвигая с места.

Довольно часто красный и синий короли обозначаются разными иероглифами (аналогично сянци): красный – иероглифом «Хан», соответствующим китайскому «Хань» - Китай, а синий – иероглифом «Чхо», соответствующим китайскому «Чу» - так называлось одно из древних китайских царств.

Телохранитель.

Телохранители в начале игры стоят на тех же местах, что и в сянци. В чанги ходы короля и телохранителей полностью совпадают. По корейски телохранитель называется «СА», что означает советник, ученый, мудрец.

Ладья.

Ладью корейцы называют «чха» - колесница или «пичха» - летающая колесница. Пока она не попала во дворец, она ходит привычным для нас образом – по вертикали и горизонтали на любое расстояние, а во дворце она получает право на дополнительные ходы по всем прочерченным во дворце линиям, но с условием, что траектория хода должна быть не ломаной, а прямой. Стоят ладьи там, где мы привыкли их видеть, т.е. на краях первого (от игрока) ряда – по углам доски.

Пушка.

Начальные позиции пушек в чанги точно такие же, как и в сянци. Называется эта фигура по корейски «пхо» - артиллерийское орудие. Корейская шахматная пушка заметно отличается от китайской. Пушка в чанги также ходит по вертикали и горизонтали, но лафет – промежуточная фигура, стоящая где-то между начальным и конечным полями траектории хода пушки – требуется ей не только для ударного, но вообще для любого, в том числе и простого хода. Лафетом может быть любая фигура, кроме пушки. Кроме того, пушка не может бить пушку. Пушкой можно закрываться от удара вражеской пушки, ставя свою пушку между жертвой и лафетом или между лафетом и атакующей вражеской пушкой. Интересно, что в европейских шахматах была фигура, очень похожие на пушку в чанги! Правда, это были не обычные шахматы, а так называемые сказочные. Аналог пушки назывался сверчком и был придуман английским шахматным композитором Т.Доусоном в 1912 г. Сверчок ходил как ферзь, но обязательно через другую фигуру, через которую он перепрыгивал и вставал на расположенное прямо за ней поле.

Пешка.

Как и в сянци, у каждого игрока в чанги есть пять пешек, стоящих на тех же исходных позициях, что и в сянци. Красные и синие пешки обозначаются разными иероглифами. Красная пешка называется «пен», синяя – «чоль». Ходят пешки в чанги с самого начала так, как в сянци усиленные пешки – на один шаг вперед по вертикали и вправо и влево по горизонтали. Попав во дворец, пешка получает право на дополнительные ходы в нем по всем прочерченным там линиям. Пешка во дворце может ходить уже не только по вертикали и горизонтали, но и по прочерченным диагоналям на один шаг (соседнее поле), но только вперед.

Следовательно, пешка в чанги, как и в сянци, никогда не отступает. Благодаря пушкам и пешкам корейская шахматная доска получила украшение: на тех местах, где в начале игры стоят эти фигуры, нарисованы звездочки или цветочки, похожие на длиннолепестковые ромашки. Называются украшения клумбами или цветниками.

Конь

Конь в чанги ходит точно так же как и в сянци. Называется он либо словом китайского происхождения «ма», либо чисто корейским словом «маль». Оба слова имеют одинаковое значение – конь, лошадь. Коня и слона, как уже говорилось, можно менять местами, но не уводить на другой фланг, т.е. не может быть в результате перестановки коней и слонов на одном фланге два коня, а на другом -  два слона.

Слон

В отличие от коня, слон в чанги очень сильно отличается от своего китайского собрата. Первое отличие, отнюдь не самое существенное, заключается в том, что слоны разных цветов обозначаются одинаковыми иероглифами, которые читаются «сан» и означают слон. Второе отличие – слоны в чанги могут переходить на половину доски противника. И третье отличие – слон в чанги стал ходить по другой траектории (в результате чего слону стало доступно любое поле доски, естественно, при отсутствии помех со стороны других фигур).

Ход слона стал состоять из трех шагов – один шаг по горизонтали или вертикали и два шага по диагонали вдоль одной прямой в направлении от исходной точки. Все поля по ходу движения слона должны быть свободны, т.к. слон не может прыгать через фигуры. Бить вражескую фигуру слон может только в том случае, если она стоит на последнем пункте траектории его хода, фигуры между началом и концом траектории хода просто блокируют ход слона в данном направлении.

 



Анекдоты

Эротика

Библиотека

Центр психолгической поддержки руководителя

История игр

Игровые автоматы

Игровые сервера

Игры on-line

Обзор on-line казино

Словарь терминов

СD-ROM диски

Литература



volk_pavel@mail.ru

отдых летом и зимой

О рекламе


Сайт создан в системе uCoz