КОРЕЙСКИЕ
ШАХМАТЫ ЧАНГИ
Чанги –
наименее известный представитель
дальневосточных шахмат. Не известно
достоверно, когда возникли чанги, но
их большое сходство с сянци говорит о
близком родстве этих игр. У корейцев
существует очень интересная легенда
о происхождении чанги, а точнее, о
происхождении шахмат вообще. Вот она.
Древнейшие
шахматы возникли около 4500 лет тому
назад в Месопотамии. Воинственный
царь, проводивший почти все время в
походах и битвах, придумал эту игру
специально для своей супруги, чтобы
она меньше скучала, оставаясь во
дворце ,и не стремилась к мужу
навстречу опасностям войны. Игра эта
понравилась не только царице, но и
придворным, затем она
распространилась за пределы дворца,
по всей стране, а затем и дальше – на
запад в Европу и на восток в Индию и
Китай.
Интересно,
что эта легенда находит
подтверждение у востоковеда Борка,
опубликовавшего в 1935 г. работу, в
которой доказывал, что в 1250 г. до н.э.
переселявшиеся в Индостан племена
заимствовали в Эламе древнюю
шахматную игру, которая затем
получила развитие в Древней Индии и
распространилась оттуда как на
восток, так и на запад. Правда, между
легендой и теорией Борка есть
расхождения.
Во первых,
по времени – согласно Борку
получается, что шахматы возникли
около 3250 лет назад. Но порядок
величин все же сходен, к тому же у
Борка речь идет о заимствовании игры,
и естественно, что дата
возникновения должна быть
отодвинута дальше в глубь веков.
Во вторых,
имеется расхождение по месту
действия – по легенде это
Месопотамия, а по Борку – Элам. Но
хотя Элам и не был расположен в
Месопотамии, он граничил с ней,
занимая территорию современного юго-западного
Ирана.
Корейская
легенда почти дословно совпадает с
индийским мифом на ту же тему.
Согласно последнему, шахматы
изобрела жена Раваны (предводителя
демонов и владыки Цейлона) Мандодари,
придумавшая их для своего
развлечения, когда ее муж уехал на
войну с Рамой. Крайне маловероятно,
чтобы такое почти полное совпадение
возникло случайно. А тогда весьма
правдоподобно, что за корейским и
индийским вариантами стоят какие-то
реальные исторические факты. И это,
наряду с теорией Борка, существенно
повышает доверие к корейской легенде.
Интересно, что корейская легенда
несравненно реалистичнее.
Чанги
чрезвычайно широко распространены в
Корее, по существу, это неотъемлемая
часть повседневной жизни корейцев.
Но тем не менее чанги не считаются
особо престижной игрой. В прошлом
даже считалось, что это игра для
детей и простолюдинов. Поэтому чанги
не имеют такой развитой
теоретической и учебной базы, как
например шахматы, сеги, го и сянци.
Вполне
закономерно поставить такой вопрос:
не были ли чанги непосредственным
предком сеги? И это отнюдь не
противоречит тому, что сеги
произошли от сянци – ведь известно,
что китайское влияние на Японию шло
не только и не столько прямо, сколько
через Корею. И естественно
предположить, что чанги, сами
возникшие из сянци, в свою очередь
повлияли на рождение сеги.
Правда,
известный английский историк шахмат
Мерей в своем классическом труде «История
шахмат» категорически отрицает, что
чанги могли послужить прообразом
сеги. Однако скорее всего
существовали различные
промежуточные между сянци и сеги
варианты дальневосточных шахмат, и
одним из них скорее всего были чанги.
При
внимательном рассмотрении у чанги и
сеги обнаруживается ряд общих черт,
которые в то же самое время отличают
их от сянци. Поэтому во всяком случае
бесспорно одно: и чанги, и сеги
эволюционировали из сянци в сходных
направлениях. А в силу значительного
корейского культурного влияния на
Японию в древности и в средние века
можно допустить, что корейская
шахматная эволюция повлияла и на
японскую. К тому же чанги возникли
раньше, чем сеги.
В целом
чанги гораздо ближе к сянци, чем к
сеги, поэтому для чанги можно
сохранить те же обозначения, что и
для сянци. Однако полное совпадение
существует только для коней. Н доске
для чанги отсутствует река (ее место
прочерчено вертикалями). Как и в
других дальневосточных шахматах,
фигуры в чанги – плоские фишки с
иероглифическими надписями. Форма
фигур в корейских шахматах – либо
правильные восьмиугольники (иногда
немного растянутые по горизонтали),
либо круги. Размеры фигур обычно
разные, самая большая фигура –
король, самые маленькие – пешки и
телохранители. Цвета фигур – красные
и синие. Красные обычно начинают игру
и на диаграммах обозначаются как
белые.
Корейская
система обозначения полей очень
схожа с японской: по горизонтали идут
арабские цифры, а по вертикали –
иероглифические (т.е. китайские), но
начало отсчета находится в левом
верхнем углу доски, в то время как
японцы помещают его в правом верхнем
углу.
На рисунке
показан вариант начального
расположения фигур чанги. В чанги
существует 16 вариантов начального
расположения фигур, т.к. разрешается
менять местами коня и слона (принимая
за исходную позицию начальную
расстановку фигур в сянци), но с
условием, чтобы на каждом фланге у
каждого игрока было по одному коню и
одному слону.
Король
Строго говоря, в чанги, как и в сянци,
нет королей, а есть генералы (полководцы,
витязи), но мы сохраним и здесь
европейскую традицию и будем
называть главную фигуру королем.
Называется эта фигура по корейски «чан».
Нетрудно сообразить, что чанги, как и
сеги, переводится как игра генералов.
Как и его коллега в сянци, в чанги
король не может покидать дворца. Но
на этом сходство между ними и
кончается. Одно отличие между
королями в обеих играх мы уже знаем –
в чанги начальная позиция короля –
центр дворца.
Прочие
отличия таковы: в чанги король ходит
не только по вертикали и горизонтали,
но и по всем прочерченным линиям во
дворце на один шаг (на соседнее поле).
Короче говоря, он может ходить и как
король и как телохранитель в сянци.
В чанги
перешло из сянци правило оппозиции (правило
открытой вертикали), но в сильно
измененном виде – в случае
возникновения оппозиции
засчитывается ничья. Однако второй
король (т.е. не тот, который создал
оппозицию) может попытаться
уклониться от ничьей, уйдя с открытой
вертикали или заслонившись фигурой.
Но если на той вертикали, куда он ушел,
также возникает оппозиция (т.е. если
первый король преследует его), и
создается троекратное повторение
позиции подряд, то также
засчитывается ничья. Если король,
вставая в оппозицию, попадает на поле,
которое бьет фигура противника, то
это не ничья, а проигрыш.
Приведем
одно устаревшее правило (возможно,
кое-где оно еще применяется): если у
одного игрока остался только один «голый»
король, которому некуда ходить, т.к.
он при любом ходе попадает под удар и
гибнет (т.е. король попал в пат,
который в чанги означает проигрыш),
то ему дается льгота – возможность
пропустить ход. Правила считалось,
что одинокий король делал особый ход
– вращался на месте, и его
действительно крутили, не сдвигая с
места.
Довольно
часто красный и синий короли
обозначаются разными иероглифами (аналогично
сянци): красный – иероглифом «Хан»,
соответствующим китайскому «Хань» -
Китай, а синий – иероглифом «Чхо»,
соответствующим китайскому «Чу» -
так называлось одно из древних
китайских царств.
Телохранитель.
Телохранители
в начале игры стоят на тех же местах,
что и в сянци. В чанги ходы короля и
телохранителей полностью совпадают.
По корейски телохранитель
называется «СА», что означает
советник, ученый, мудрец.
Ладья.
Ладью корейцы называют «чха» -
колесница или «пичха» - летающая
колесница. Пока она не попала во
дворец, она ходит привычным для нас
образом – по вертикали и горизонтали
на любое расстояние, а во дворце она
получает право на дополнительные
ходы по всем прочерченным во дворце
линиям, но с условием, что траектория
хода должна быть не ломаной, а прямой.
Стоят ладьи там, где мы привыкли их
видеть, т.е. на краях первого (от
игрока) ряда – по углам доски.
Пушка.
Начальные позиции пушек в чанги
точно такие же, как и в сянци.
Называется эта фигура по корейски «пхо»
- артиллерийское орудие. Корейская
шахматная пушка заметно отличается
от китайской. Пушка в чанги также
ходит по вертикали и горизонтали, но
лафет – промежуточная фигура,
стоящая где-то между начальным и
конечным полями траектории хода
пушки – требуется ей не только для
ударного, но вообще для любого, в том
числе и простого хода. Лафетом может
быть любая фигура, кроме пушки. Кроме
того, пушка не может бить пушку.
Пушкой можно закрываться от удара
вражеской пушки, ставя свою пушку
между жертвой и лафетом или между
лафетом и атакующей вражеской пушкой.
Интересно, что в европейских
шахматах была фигура, очень похожие
на пушку в чанги! Правда, это были не
обычные шахматы, а так называемые
сказочные. Аналог пушки назывался
сверчком и был придуман английским
шахматным композитором Т.Доусоном в
1912 г. Сверчок ходил как ферзь, но
обязательно через другую фигуру,
через которую он перепрыгивал и
вставал на расположенное прямо за
ней поле.
Пешка.
Как и в сянци, у каждого игрока в
чанги есть пять пешек, стоящих на тех
же исходных позициях, что и в сянци.
Красные и синие пешки обозначаются
разными иероглифами. Красная пешка
называется «пен», синяя – «чоль».
Ходят пешки в чанги с самого начала
так, как в сянци усиленные пешки – на
один шаг вперед по вертикали и вправо
и влево по горизонтали. Попав во
дворец, пешка получает право на
дополнительные ходы в нем по всем
прочерченным там линиям. Пешка во
дворце может ходить уже не только по
вертикали и горизонтали, но и по
прочерченным диагоналям на один шаг (соседнее
поле), но только вперед.
Следовательно,
пешка в чанги, как и в сянци, никогда
не отступает. Благодаря пушкам и
пешкам корейская шахматная доска
получила украшение: на тех местах,
где в начале игры стоят эти фигуры,
нарисованы звездочки или цветочки,
похожие на длиннолепестковые
ромашки. Называются украшения
клумбами или цветниками.
Конь
Конь в чанги ходит точно так же как и
в сянци. Называется он либо словом
китайского происхождения «ма», либо
чисто корейским словом «маль». Оба
слова имеют одинаковое значение –
конь, лошадь. Коня и слона, как уже
говорилось, можно менять местами, но
не уводить на другой фланг, т.е. не
может быть в результате перестановки
коней и слонов на одном фланге два
коня, а на другом -
два слона.
Слон
В отличие от коня, слон в чанги очень
сильно отличается от своего
китайского собрата. Первое отличие,
отнюдь не самое существенное,
заключается в том, что слоны разных
цветов обозначаются одинаковыми
иероглифами, которые читаются «сан»
и означают слон. Второе отличие –
слоны в чанги могут переходить на
половину доски противника. И третье
отличие – слон в чанги стал ходить по
другой траектории (в результате чего
слону стало доступно любое поле
доски, естественно, при отсутствии
помех со стороны других фигур).
Ход слона
стал состоять из трех шагов – один
шаг по горизонтали или вертикали и
два шага по диагонали вдоль одной
прямой в направлении от исходной
точки. Все поля по ходу движения
слона должны быть свободны, т.к. слон
не может прыгать через фигуры. Бить
вражескую фигуру слон может только в
том случае, если она стоит на
последнем пункте траектории его хода,
фигуры между началом и концом
траектории хода просто блокируют ход
слона в данном направлении.
|