ГО
Давайте
познакомимся с основными
тактическими и стратегическими
приемами борьбы в го в начальной,
средней и заключительной стадиях
партии.
Основной
задачей играющего является
огораживание территории. Это не
простая спортивно-логическая
задача, ведь каждый игрок стремится
огородить как можно большую
территорию. Привлекательность игры
основывается на сочетании простоты
правил с большими возможностями для
индивидуального творчества. По
сложности решаемых проблем, го не
уступает шахматам, но в то же время
имеет свои особенности. Ведь го — не
только гимнастика для ума и
интеллектуальное развлечение, но
удивительно глубоко и ясно отражает
индивидуальные качества игроков, их
мысли и устремления. Партнеры
ничего не говорят за игрой, не
произносят слов, но камни,
выставленные на доску, говорят за
них сами. Го помогает познать самого
себя и своего соперника, задуматься
о причинах неудач и
проанализировать свой успех. На
качестве игры обязательно
отразятся черты вашего характера.
Если вы излишне агрессивны или
слишком пассивны, если скупы или
расточительны, трусливы или
безрассудны, — вам никогда не
добиться высоких результатов. Го
воспитывает баланс в самом себе и
гармонию с окружающим миром.
Обширная, многообразная (вариантов
на вашей доске больше, чем
количество томов в галактике), го
вряд ли когда-либо исчерпает себя.
Инвентарь
для го
Для игры
используется специальная доска,
имеющая 19 горизонтальных линий и 19
— вертикальных. Точки пресечения
образуют 361 пункт для игры, где
устанавливается 180 черных и 180 белых
камней. Начинающим рекомендуется
использовать доску со 169 пункт ми (13х13).
Доску нетрудно изготовить и самому,
годится даже листок в клеточку. Но
классически доска должна быть
изготовлена из ценных пород дерева,
и такие доски в Японии порой стоят
не меньше, чем хороший автомобиль.
Основные правила
игры
1. В игре принимают
участие два игрока, играющих
камнями черного или белого цветов.
2. Игра начинается с
использования пустой доски, на
которую поочередно по одному
устанавливаются камни. Первый ход
делают черные.
3. Соседние с камнем
или группой камней по вертикали и
горизонтали пункты, если они не
заняты другими камнями, называются
свободными пунктами. Для каждого
камня или цепочки существует
понятие свободы — "дамэ".
Камень имеет свободу, если хотя бы
один соседний пункт пересечения
линий свободен. У каждого камня
может быть от четырех до одного "дамэ".
4. Камень
или группа камней, окруженные со
всех сторон камнями противника и не
имеющие свободных пунктов,
называются уничтоженными и
снимаются с доски.
5. Ход
нельзя производить, если он ведет к
уничтожению своего камня или их
группы, за исключением тех случаев,
когда он ведет к уничтожению камней
противника.
6.
Правилами запрещается делать ход,
ведущий к повторению позиции, то
есть нельзя захватывать камень,
если он был поставлен предыдущим
ходом партнера и при этом был
захвачен один камень. Эта позиция
называется "ко" и в ней
партнеры могут длительное время
захватывать друг у друга один
камень, но каждому последующему
захвату должен предшествовать ход,
сделанный в любом другом месте
доски (обычно он называется ко-угрозой).
7.
Противники в ходе игры стараются
огородить отдельные зоны доски
своими камнями. Игра прекращается,
когда вся доска разыграна и ни у
одного из партнеров не остается
ходов, приносящих ему очки.
8.
Выигрывает партнер, набравший
наибольшее количество очков.
9. Одно очко дается:
а) за каждый свободный пункт своей
территории; б) за каждый пленный или
уничтоженный камень. Пленными
называются такие камни, которые
обречены на гибель, но у которых
имеются свободные пункты.
10. До конца игры
выставленные камни, кроме
уничтоженных, остаются на своих
местах. Уничтоженные снимаются с
доски в процессе игры, а плененные —
после ее окончания.
11. В качестве
компенсации за право первого хода
черные до начала партии передают
партнеру 5,5 очка (коми). 5 очков
передаются в виде 5 камней и 0,5 очка
— условно. Эти 0,5 очка исключают
исход игры ничьей. На диаграмме 13
показано, как проводится подсчет
очков. В конце партии закрываются
нейтральные пункты (обозначены
крестиком) и начинается подсчет
очков. Черные имеют 34 очка и 1
пленный камень — всего 35 очков.
Белые — 38 очков территории и 4
пленных камня, плюс 5,5 очка коми —
всего 47,5. Белые выиграли 12,5 очка.