КОПИЛКА,
ИЛИ БЕСПРОИГРЫШНАЯ МУШКА
Старинный путеводитель по
карточным играм так характеризует
мушку-копилку: "Уже одно ее
название располагает в ее пользу, и
действительно — должно быть упорно
преследуемым несчастием, чтобы
проиграть в эту игру, не требующую
никакого искусства и имеющую все
шансы для выигрыша". И в самом деле,
в этой игре шансы игроков предельно
уравновешены. Колода для этой мушки
употребляется малая, то есть в 32
карты. Играющих должно быть четверо
— ни больше, ни меньше. Сдача
производится каждому по 5 карт,
остальные кладут на стол для
прикупки.
Посредине стола ставится
касса или копилка. В эту кассу по
предварительному договору каждый
игрок перед началом игры вносит
известную сумму — допустим, 10, 15 или 25
копеек.
Расчет взяток
Пиковый туз в этой игре,
как и в канонической, изображает
мушку. Он перекрывает взятку любой
масти. Перекрытая им карта считается
вдвойне.
Мушка-копилка
разыгрывается без козырей. Масти
считаются в следующем порядке: черви,
трефы, бубны и пики (по убывающей).
Каждая масть оценивается по
предварительному сговору. Например,
черви — 4 коп., трефы — 3 коп., бубны — 2
коп., пики —
1 коп. Следовательно,
пиковая взятка, перекрытая тузом пик,
стоит
2 коп., трефовая — 4 коп.,
бубновая — 6 коп., а червонная — 8 коп.
Игрок, не взявший ни одной
взятки, вносит в кассу ремиз — 5 коп.
Вносит ремиз и тот, кто спасует в то
время, когда у него на руках есть
требуемая масть.
Каждый игрок каждую взятку
записывает перед собой, упоминая, к
какой масти она принадлежит.
В каждой игре участник,
снесший свои карты раньше других,
пользуется привилегией и в кассу не
вносит ничего. Остальные игроки
платят заранее оговоренную сумму.
Игрок, первым сдавший свои
карты в четвертой (последней) игре,
пользуется кассовым остатком по
указанной выше системе раскладки
денег.
Розыгрыш
Первый игрок выходит,
например, с пики. Следующий за ним
должен дать на нее карту той же масти
или сказать "пас". Другую масть
сносить нельзя. Следующий игрок тоже
обязан дать пику, если она у него есть,
или спасовать, или обратиться к
прикупке. То же самое относится и к
четвертому игроку. Взятку берет тот,
чья игра по взятке окажется старшей.
Если требуемой игроком
взятки не окажется ни у кого из
играющих и никто не обратится за ней
к прикупке (все трое спасуют), первый
игрок обязан взять свою карту
обратно, а право выхода принадлежит
следующему за ним игроку. Если же на
требуемую первым игроком масть хоть
один партнер даст нужную карту, а
двое спасуют, взятка все равно
считается.
Взявший взятку должен
ходить с новой масти. Два раза подряд
одну и ту же масть проводить нельзя.
Если при сдаче у игрока
окажутся четыре или три карты одной
масти, то он кладет их на стол крапом
вверх и просит игроков взять по карте.
Взамен взятых у него карт он берет
новые прикупки. Партнеры же могут
воспользоваться его картами и
сбросить из своих по одной, им не
нужной.
Более старинный вариант
этого правила: "Если у игрока три
или четыре карты одной масти, то он
обязан купить из талона две карты
взамен двух одинаковых, которых он не
вправе выбирать. Следует, оборотив их
лицевой стороной вниз, предложить
соседу, сидящему с правой стороны.
Пусть он отберет две карты наудачу.
Тогда, взяв из талона купленные карты,
игрок раздает снесенные партнерам,
они же сбрасывают слабые карты. Эта
операция производится немедленно
после сдачи пяти карт".
Игроки не имеют права
умалчивать о пришедших к ним картах
одинаковой масти.
Это правило соблюдается и
при пиковой масти с тузом. Так что
пиковый туз легко может перейти из
рук в руки. Обнаруженная попытка
утаить пикового туза наказывается
оплатой двух ремизов.
В этой игре редко кто может
считать себя обиженным судьбой, так
как в продолжение четырех сдач даже
самый невезучий, по крайней мере,
может окупить взносы, сделанные им.
|